top

Классическая итальянская опера XVI-XVII веков

Барокко как художественный стиль зародился в стране под названием Италия (конец XVI века). Для него характерны драматизм, выразительность, стремление к объединению различных видов искусства, зрелищность. Эти черты наиболее полно проявились в опере. Одно произведение объединяло в себе поэзию, музыку, театральную живопись и драматургию. Изначально опера именовалась как: «драма для музыки», название «опера» вошло в оборот в середине XVII века. Идея оперы родилась в художественном кружке «Флорентийская камерата», во Флоренции. Заседания кружка проходили в домашней, камерной обстановке. С 1579 до 1592 года любители музыки, ученые, поэты собирались в доме композитора и мецената — графа Джованни Барди (1534—1612). Его посещали и профессиональные певцы-музыканты и композиторы Джулио Каччини и Якопо Пери, и композитор, музыкальный теоретик Винченцо Галилей, отец Галилео Галилея.

Участники Флорентийской камераты находили в античном театре идеал сочетания слова и музыки. Темами ранних флорентийских опер были сюжеты античной мифологии. Первыми известными нам произведениями были оперы «Дафна» 1598 года и «Эвридика» 1600 года Пери. В «Эвридике» Пери исполнил партию Орфея. Кроме пения присутствовал инструментальный ансамбль, состоящий из лиры, чембало, гитары, лютни и др.

В первую очередь, жанр стал быстро развиваться как придворная музыка. Стоит отметить, что опере покровительствовали многочисленные итальянские правители, ведь процветание искусств было показателем богатства и могущества. В крупных городах Италии – Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции открылись школы оперы.

В школах проявлялся серьезный духовный подтекст действия, внимание к поэтическому слову, монументальность. Всё это соединил в своем творчестве первый классик оперы Клаудио Монтеверди. Он родился в семье врача в городе Кремона (Италия). Писал и исполнял мадригалы; играл на виоле, органе.

В 1590 году, в качестве певца и музыканта, его пригласили ко двору герцога Винченцо Гонзага в Мантую. С 1613 года он поселился в Венеции, где возглавлил соборную капеллу Сан-Марко. В 1637 году при его содействии в Венеции открывают публичный оперный театр. Самыми известными операми Монтеверди становятся «Орфей» и «Ариадна».

К крупнейшим представителям венецианской оперной школы относят современника Монтеверди, композитора Франческо Кавалли (1602—1676). Оперы «Орион» (1653), «Ясон» (1649), «Дидона» (1641) принадлежат именно ему. Также можно отметить композиторов, Антонио Чести (1623—1669), который стал автором более ста опер и Джованни Легренци (1626—1690), которому принесли известность оперы «Тотила» (1677) и «Этеокл и Полиник» (1675).

top