top

Классическая русская опера второй трети XIX века

Начиная с 30-х годов XIX столетия, в истории русского оперного искусства наступает классический период, связанный с деятельность ряда композиторов, навсегда вписавших свои имена в историю мирового музыкального искусства. Начался этот период с появления оперы «Иван Сусанин» (1830 год), автором которой выступил начинающий, на то время, молодой композитор М.И. Глинка. Спустя 12 лет, композитор представил еще один шедевр – сказочно-эпическую оперу «Руслан и Людмила». Оба этих произведения получили широкое признание у мировой музыкальной общественности, но самым главным в них являлось то, что совершенно по-новому был показан образ русского народа. Он был глубоким и проникновенным, а тема патриотизма в операх была неразрывно связано с борьбой народа за свою независимость.

В операх Глинки появилась совершенно новая черта, что было обусловлено применением композитором целостного творческого метода, позволяющего создать единство темы и сюжета оперы, обобщение ее музыкально-драматической идеи. Кроме того, Глинка не прибегал «к услугам» разговорных диалогов, все его идеи были выражены музыкой, развернутыми оперными формами.

Совершенно новый подход к написанию музыкальных произведений, созданный М.И. Глинкой, в дальнейшем оказал самое существенное влияние на развитие русского оперного искусство. Вслед за ним, на отечественный музыкальный Олимп взошел А.С. Даргомыжский. Он привнес в русскую национальную оперу такие черты, как критика социального неравенства, сочувствие униженным и оскорбленным, неприязнь существующего устройства общества, т.е. все то, что в последствии было названо критическим реализмом.

Оперы Даргомыжского, особенно, «Русалка» и «Каменный гость», написанные по мотивам литературных произведений А. С. Пушкина, получили не только мировое признание, они стали проводником русской культуры, позволившим открыть миру всю глубину отечественной литературы и музыкального искусства. Оперы Даргомыжского отличались не только реалистичностью, но и отсутствием исконных оперных форм, таких, как ария, хор, ансамбль. На первое место композитор ставил вокальные, а не оркестровые, партии.

top