top

Русская классическая опера второй половины XIX века

Вторая половина XIX столетия в истории развития русской оперной школы ознаменовалась появлением ряда замечательных композиторов, получивших впоследствии общемировое признание. Прежде всего, речь идет об участниках знаменитой «Могучей кучки» (балакиревского кружка): П. И. Чайковского, А.Н. Серова и А.Г. Рубинштейна.А.Н. Серов, в первую очередь, был известен современникам не только в качестве композитора, но и как великолепный музыкальный критик. Его опера «Юдифь», премьера которой состоялась в 1863 году, воплотила в себе популярные на то время героико-патриотические идеи, которые сочетались с библейским сюжетом оперы. Те же идеи мы замечаем и в другой опере композитора – «Рогнеде» (1865 год). Однако эти оперы не получили широкого признания, т.к., по мнению ряда критиков, не обладали достаточной глубиной сюжетной линии. Третья опера Серова — «Вражья сила», получилась более удачной, но и здесь критики не увидели единой драматургической концепции.

Дебют А. Г. Рубинштейна, как оперного композитора, состоялся в 1850 году, когда состоялась премьера его первой оперы «Куликовская битва». Далее последовали лирическая опера «Фераморс» и ромаигаческая опера «Дети степей», но всемирную известность Рубинштейну принесла опера «Демон», созданная по мотивам литературного произведения М. Ю. Лермонтова. Для своего времени это была едва ли не лучшая русская лирическая опера, в которой особое внимание уделялось выражению чувств героев. Кроме того, именно в «Демоне» Рубинштейн использовал народные мотивы, которые привнесли в оперу неповторимый закавказский колорит.

«Могучая кучка» объединила таких великих композиторов, как Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи. Они написали такие мировые шедевры оперного искусства, как «Борис Годунов» и «Хованщина» (М.П. Мусоргский), «Князь Игорь» и «Псковитянка» (Н. А. Римский-Корсаков), а также множество других всемирно известных музыкальных композиций. Не меньшую известность приобрели оперы П. И. Чайковского «Опричник» (1872), «Мазепа» (1883) и «Орлеанская дева» (1879).

top