top

Русская классическая опера XVIII в

Невозможно оценить, какая из национальных оперных школ внесла наибольший вклад в развитие этого вида искусства, но то, что русская национальная опера существенно повлияла на формирование классических основ мирового музыкального театра – неоспоримо. Произведения величайших русских композиторов, вкупе с неисчерпаем талантом отечественных балетмейстеров и балерин, создали для русской оперы непререкаемый авторитет, коим она неизменно, вот уже несколько столетий, пользуется в музыкальном мире.История русской национальной оперы начинается в XVIII столетии, когда на развитие музыки, литературы и других областей культуры и искусства оказывали существенное влияние просветительские идеи, воплотившие в себе стремление культурной элиты к правдивому отображению жизни народа. В это время появляются оперы «Несчастье от кареты» В. А. Пашкевича, «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, «Мельник — колдун, обманщик и сват» с текстом А. О. Аблесимова и музыкой М. М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор» М. А. Матинского и В. А. Пашкевича, либретто Е. Б Княжнина. Отличительной особенностью этих произведений являлось то, что они представляли собой пьесы, с небольшими музыкальными включениями по ходу действия.

Новый этап развития национальной оперы связывают с распространением в России т.н. крепостных театров на рубеже XVIII и XIX вв. Благодаря этому появляются не только новые имена в когорте композиторов, но и зажигаются настоящие «звезды» оперной сцены, такие, как вокалистка Е. Сандунова и крепостная актриса П. Жемчугова. Правда, в это время еще очень тяжело говорить об опере как об отдельном виде музыкального искусства в России.

Этап появления в России полноценного оперного искусства начался с восхождения на отечественный музыкальный небосклон фигуры М.И. Глинки. Именно он создал едва ли не первую классическую русскую оперу «Иван Сусанин» (1830 год), а затем и знаменитую «Руслан и Людмила» (1842 год). Эстафету от Глинки принял другой великий композитор — А. С. Даргомыжский. Он стал автором таких замечательных произведений, как «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость» и др.

Кроме того, XIX столетие ознаменовалось появлением «Могучей кучки» композиторов, а также несравненного П.И. Чайковского, чей гений окончательно закончил формирование русской национальной оперной школы и позволил перейти на следующий этап – успешного и чрезвычайно быстрого развития.

top