top

Композиторы 18 века – Томазо Альбинони

Томазо Альбинони (1671-1750 гг.) – это итальянский композитор и скрипач. Он сделал значительный вклад в развитие музыки, хотя сама его жизнь полна загадок из-за недостатка информации. Его талант оценили не только простые любители оперы и критики, но также и другие знаменитые композиторы 18 века, например, Бах.

Жизнь мастера

Томазо родился в Венеции в 1671 году в семье зажиточного торговца и был старшим сыном. Хорошее материальное положение семьи позволило мальчику беспрепятственно заниматься любимым делом – музыкой. Уже в раннем детстве он открыл в себе талант к пению и игре на скрипке, что вскоре привело его непосредственно к созданию собственных произведений. Точно неизвестно у кого он обучался, но историки говорят о Дж. Лагренции. До 1709 года, когда умер отец Альбнони, юный композитор сочинял музыку исключительно для удовольствия, а не в погоне за прибылью, при этом он называл себя «дилетантом». В завещании отца, в отличии от традиционных, обязанность возглавить семью легла на младших братьев. Это позволило Томазо стать настоящим музыкантом, при этом он, согласно некоторым источникам, руководил успешным певческим училищем. Композитор прожил всю жизнь в Венеции, хотя и побывал в Мюнхене и Флоренции. Умер Томазо в 1750 году (или в 1751 по некоторым данным) после длительного перерыва в работе.

Творческий путь

В начале своей деятельности Томазо даже писал церковную музыку, но эта затея не удалась. Впервые по-настоящему его имя узнала публика в 1694 году, когда в Венеции поставили его первую оперу «Зиновия, царица Пальмира». В этом же году издали и его первый сборник инструментальной музыки «Трио сонаты», ор.1. В дальнейшем можно наблюдать два практически равных ориентира его творчества: вокальные сочинения (кантаты, оперы и серенады) и инструментальные композиции (концерты и сонаты).

Практически вся вокальная музыка композитора пребывала в рукописях, и только двенадцать кантат были изданы в 1702 году, как ор.4. А инструментальная музыка Томазо Альбинони стала очень популярной в северной Европе, по большей части благодаря издательствам Лондона и Амстердама – в общей сложности в «неавторских» сборниках было опубликовано 108 произведений и еще 50 были в рукописях.

Можно наблюдать тенденцию, что известные при жизни композиторы невероятно быстро забываются публикой, и только через сотни лет их имена снова становятся эталоном качества. Это касается и Вивальди, и Баха, и отдельных композиторов 18 века, и самого Томазо Альбинони. Но его случай особенный по той причине, что в ХХ веке об этом итальянском композиторе вспомнили благодаря его произведению «Адажио», которое по факту не его творение. Данное произведение было написано в 1945 году, а точнее восстановлено, Ремо Джацотто, который работал над биографией композитора. Он нашел фрагмент рукописи, где сохранились только партия баса и шесть таков мелодии, которые могли быть медленной частью трио сонаты. Основываясь на этом материале, он и написал «Адажио».

top