top

Сиднейский оперный театр

В глубине Сиднейской гавани, в одном из красивейших ее уголков – на мысе Беннелонг-Пойнт, взметнулись ввысь бетонные паруса крыши Сиднейской Оперы. Здание оперы – настоящая архитектурное чудо, которые занимает достойное место в ряду таких символических строений эпохи, как Биг-бен, Тадж-Махал или Эйфелева башня. И невозможно представить, что когда-то на этом месте возвышалось мрачное сооружение – форт Макуори, этакая поздневикторианская подделка под старину. Мощные стены, узкие бойницы, башенки с зубчатым верхом…А за стенами – всего лишь трамвайное депо.
Как все начиналось.
В 1945 году в Сидней по приглашению Австралийского комитета по телевидению и радиовещанию приезжает английский скрипач и композитор сэр Юджин Гуссенс. При осмотре столицы Нового Южного Уэльса Гуссенс с удивлением убеждается в том, что, собственно, выступать-то в городе негде, нет ни одного концертного зала, а ратуша, в которой обычно проходили концерты, абсолютно для этого не предназначена, акустика отвратительная и мест там всего лишь 2500. И Гуссенс понимает: в Сиднее не хватает именно оперного театра. Как он говаривал: «общество должно быть в курсе современных достижений». И развил активную деятельность по этому поводу, привлекая к воплощению своей идеи все больше и больше людей. Вместе с профессором архитектуры Сиднейского университета Ингемом Ашуэром, Гуссенс прочесывает весь город в поисках идеального места для постройки оперного театра. Конечно, Ашуэр не был тем архитектором, кому можно было бы доверить строительство такого грандиозного здания, которое задумывалось Юджином Гуссенсом, но зато он смог стать одним из главных защитников самой идеи. Он же знакомит Гуссенса с будущим премьером Нового Южного Уэльса от лейбористов Джоном Джозефом Кейхиллом, который и обеспечит идее построить в Сиднее оперный театр самую серьезную поддержку. К ним присоединяется и глава Сиднейского управления водного хозяйства Стен Хавиленд. И воплощение идеи в жизнь становится почти реальностью.
17 мая 1955 года, спусти 10 лет, наконец было получено разрешение на строительство Оперного театра на выбранном для этого месте – Беннелонг Пойнте. Был объявлен международный конкурс на лучший архитектурный проект. На конкурс было представлено 223 работы, которые рассматривало жюри из четырех известных архитекторов: Лесли Мартин, это Сааринен, Гобден Паркс и, естественно, Ингем Ашуэр. По замыслу, Оперный театр должен был иметь два зала: большой и камерный. Кроме того, надо было найти и место для складирования реквизита, залы для репетиций, рестораны. Самое сложное было уместить два, фактически, оперных театра (залов-то два!) под одной крышей да еще и на небольшом участке земли. Отметалось огромное количество проектов, которые оказывались совершенно неуклюжими, не похожими на то задуманное волшебное здание, которое должно было парить над водами залива. И только в одной работе такое решение было найдено. Залы были поставлены вплотную друг к другу, стен как бы не было, а крыша представляла собой нечто веерообразное, прикрепляемое к циклопическому подиуму. Победителем конкурса стал Йорн Утцон, датский архитектор. Конечно, проект Утцона требовал доработки, многое решалось во время строительства. Для решения задач акустики был приглашен Вальтер Унро из Берлина, как эксперта по этой части. Кроме того, к работе привлекли конструкторскую фирму Ове Арупа. И вот, в марте 1959 года был заложен первый камень. Впереди строителей и архитекторов ждали еще немалые трудности, самые большие проблемы возникли с воплощением формы крыши, с проектированием звукоотражающих потолков. Применялись самые новые материалы, стены были сделаны из изогнутого стекла. Вся конструкция была легкой и в то же время прочной. Все ребра были прошиты натяжными тросами, промежутки между ребрами перекрывают черепицей. Своды Оперы раскрываются подобно сводам раковины. Благодаря игре света на поверхности создавалось ощущение некой тайны.
«Солнце, свет и облака сделают кровлю живой» — говори Утцон.- «так что зрителям никогда не надоест смотреть». К сожалению, архитектор не смог довести свой проект до открытия: из-за разногласий с новым правительством он покидаетпроект. Много еще всяких проблем претерпело строительство…Тем не менее, Опера был открыта 20 октября 1973 года.
Глядя теперь на это необыкновенное здание, вспоминаются слова королевы Елизаветы II, которая сказала во время торжественного открытия: «Строительство пирамид сопровождалось очень острыми разногласиями, но и сейчас, через 4 000 лет, они считаются одним из чудес света. Я верю, что так будет и со зданием Оперы в Сиднее».

top