top

«Русалка» Дворжака в трансляции из «Met»

Если все концептуальные эксперименты современной оперы и музыкального театра порядком надоели, если хочется отдохнуть от невозможной надуманной актуализации режиссерской оперы, если есть желание погрузиться в настоящую и искреннюю оперную сказку, то на выручку приходит состоявшаяся трансляция из «Met» «Русалки» Дворжака.

«Создание» оперы

Постановка «Русалки» была осуществлена знаменитым австрийским актером и режиссером Отто Шенком, и впервые свет рампы «Метрополитен-оперы» она увидела в 1993 году. Можно сказать, что это лучшее из лучшего в его реалистичном, всегда эстетически красивом и зрелищном музыкальном театре. Произведение этого гения который раз заставляет задуматься об истоках и чистоте оперного жанра, к которому на данный момент весьма пренебрежительное отношение. Данный спектакль создавался при участии сценографа Гюнтера Шнайдера-Симсена, художника по костюмам Сильвии Страхаммер, художника по свету Джила Уэкслера и хореографа Кармен де Лавалладе. Эта команда смогла подойти к условности этого жанра не со стороны его фактического отрицания, а со стороны конструктивного созидания.

Современна опера – это отрицание исконных и привнесение абсолютно надуманных новых сюжетных смыслов, которые стали во главе всего. «Русалка» противопоставляется всему этому, как островок чистоты оперы, который дарит оптимистичное виденье будущего.

«Дух» оперы

Либретто «Русалки» было создано Ярославом Квапилом по мотивам чудесных сказок Божены Немцовой и Карела Яромира Эрбена. Это действительно волшебное и сказочное творение, которое пронизано чудесами от первой и до последней ноты. Такие же чувства вызывает и музыка Дворжака, которая проникнута славянской задушевностью напевностью, спокойствием и элегичностью, но в то же время имеет драматически концентрированное развитие.

Если остановить свой взгляд на музыкальном языке и его драматургии, то есть здесь даже что-то вагнеровское, но вот славянская душа этой партитуры затмевает все, не смотря на исторически обусловленную латинизацию чешского языка и чешской национальной культуры.

Идеальный спектакль

Здесь нет ничего выдуманного – только то, что удивительно добросовестно и качественно скроено. Перед зрителем вырастает настоящий живописный лес, который манит своими неизведанными тропами. А лесное озеро, в котором живет Водяной и водная нимфа Русалка, которая влюбилась в сказочного Принца, по красоте может превзойти даже Байкал. Баба Яга – настоящая Баба Яга, которая выбралась со страниц знакомых с детства сказок. Здесь и настоящий принц, зачарованный Русалкой, но в итоге погубивший и себя, и ее, которого не стыдно посадить на престол после его отца-короля. А замок Принца – величественное, помпезное здание в классическом стиле, которое может не только принять тысячи гостей на великолепном пиру, но и долгие недели держать оборону.

top