top

«Царская невеста» вновь на сцене

На Исторической сцене в Большом театре возобновили показ «Царской невесты». Те, кто видел классическую постановку Олега Моралева в оформлении Федора Федоровского, найдут много нового не только в мизансценной структуре спектакля, но и в самом оформлении, которое стало более эффектным за счет новых костюмов, более объемным за счет качественных «твердых» декораций, а также более приближенным к первоначальной задумке художника.

Музыка в постановке

Важной составляющей возобновленной «Царской невесты» стала новая музыкальная редакция, которую предложил Геннадий Рождественский. Однако услышанное вызвало большое количество различных мнений у специалистов, которые были удивлены столь необычным подходом к гениальной партитуре. Общепризнанный факт, что Римский-Корсаков – недосягаемый мастер оркестровки, поэтому даже идея «улучшить» его произведение кажется по меньшей мере странной. Единственным стоящим изменением стало динамическое усиление определенных драматических кульминаций, а в целом эта ретушь инструментального сопровождения никак не улучшила качество произведения.

Действительно сомнительным моментом стали летаргические темпы, которые предложил маэстро. Несмотря на отличную работу оркестра, введенные Рождественским замедления лишь разрушали динамику произведения. Также это стало существенной помехой для солистов, которым просто не хватало дыхания и они были вынуждены расходится с оркестром. Все это превратило импульсивную мелодраму в тягучее эпическое произведение.

Подобная интерпретация совершенно не подходит под современное представление об этом творении, которое воспринимается как нарративный текст в самую последнюю очередь, но она также не вписывается и в художественную логику оперы.

Сюжетная линия

Тот факт, что «Царская невеста» остается актуальной во все времена, главным образом объясняется центральным стержнем ее содержания. Однако уже в увертюре можно расслышать безжалостное противопоставление грозной силы государственного беззакония и лирической частной беззащитной жизни. Конечно, «Царская невеста» не может сравниться с «Борисом Годуновым» Мусоргоского в качестве произведения для понимания русской истории. Но именно в опере Римского-Корсаково можно найти невероятное переплетение личных эмоций и страстей персонажей с вмешательством государственного произвола.

Но эта сюжетная линия, хоть и проходит через все произведение, не оказывает особого влияния на главную составляющую оперы – столкновение темных и светлых человеческих страстей. Силы света здесь представлены треугольником Лыков-Марфа-Собакин. Им противостоит темный треугольник Грязной-Любаша-Бомелий. Их вражда в конце концов приводит к трагедии, после которой в живых остаются только совершенно невиновный Собакин и Бомелий, которого можно засудить по всем статьям.

top