В Баварской опере завершился врадиевский год
Этот юбилейный врадиевский год Баварская опера решила закончить грандиозной премьерой «Силы судьбы», постановкой которой занимался Мартин Кушей.
История оперы
Практически все спектакли Мартина Кушея современные, отражают современные истории и все о настоящем времени. Режиссер опирается на музыкальную драматургию оперы и на текст либретто, который он изучает досконально, что помогает в достижении блестящих результатов. В итоге у Кушея получается реальность, которая идеально подходит для анализа мира, в котором проживаем мы. В «Силе судьбы» такую реальность легко узнать и она подходит для многих ситуаций. При помощи всех известных приемов, при этом заручившись поддержкой Ашера Фиша, Мартин строит оригинальную историю о хаосе и космосе, о вечной борьбе между ними и об их притяжении одновременно, о преступлении границ и пересечении миров.
«Силу судьбы» никак нельзя назвать историей о людях. Здесь персонажи лишь выполняют определенные функции, которые предопределены существующей реальностью, и не могу быть изменены. Это является отличительной чертой всех работ Мартина Кушея. Но эта опера все равно отличается. Именно здесь режиссер затронул не локальные, а уже глобальные силы: хаоса, космоса, потусторонние и т.д.
Дирижер
Для Ашера Фиша работа в «Силе судьбы» стала первой, где он задействован как дирижер-постановщик в Баварской опере. Но он смог сыграть музыку Верди так, что она оказалась неразрывно связана именно с этим спектаклем, его интерпретация стала частью произведения. Оперу открывают тройные сигналы медных духовых, которые у Ашера получились в стиле Апокалипсиса: действие еще не началось, но все говорит о надвигающейся катастрофе. Здесь присутствует мощная оркестровая тема увертюры, тема «Силы судьбы», которую Фиш решает отдать Леоноре, при этом сразу раскрываются основные детали истории: Леонора, пытаясь вырваться из рамок, которые ограничивают личность, выпускает на свободу силы судьбы, разрушающие мир.
В опере присутствует нежная тема духовых, которая в четвертом акте становится основной для реплик Альваро о милосердии и прощении. Эту тему Кушей и Фиш трактуют как тему космоса, покоя и порядка, то есть противопоставляют элементам хаоса. В третьем акте приковывает к себе внимание солирующий кларнет в арии Альваро, но это не отсылка к прекрасным воспоминаниям о безумном счастье, а скорее подражание трубам в начале оперы, предвестникам катастрофы.
Некоторые моменты
Главным «элементом» спектакля и сценического решения становится катастрофичность, которая пронизывает партитуру. Мир спектакля не выходит за собственные рамки: здесь нет внешних сил, но есть враждующие внутренние, а сила судьбы выступает объективной данностью. Несмотря на разговоры с Богом, многочисленные молитвы и монахов, Кушей не ставил спектакля о чем-то божественном. В данном прочтении оперы нет смирения, раскаяния и прощения – все зарождается во тьме и кончается тьмой.