«Коронация Поппеи» Монтеверди в Баварской опере
Мюнхенцы любят, чтобы все было красиво, поэтому в спектаклях Баварской оперы преобладает чувственный и дерзкий стиль. Именно такому желанию людей и пытался угодить Дэвид Алден, поставивший на этой сцене достаточно много спектаклей. Но подобное стремление сыграло с ним злую шутку, и содержательность произведений была перекрыта гламурностью и парадоксами сценографии.
Именно это и случилось с постановкой «Коронация Поппеи». Это последняя опера Клаудио Монтеверди, ее не зря сравнивают в драмами Шекспира. Сюжет основывается на эпизоде из жизни Нерона, но отрефлексирован Монтеверди в духе «Человеческой комедии». Все злодеяния, совершаемые императором и его возлюбленной, преподносятся без какой-либо оценки: выводы автор предлагает сделать зрителю самостоятельно. Но музыку в произведении нельзя назвать бесстрастной: она наполнена горячими чувствами, юмором и эротикой. У мастера XVII века из Венеции был особый талант: он был способен транслировать сильные эмоции настолько правдоподобно, что зритель буквально утопал в них и заражался ими.
Контрасты у Монтеверди были одним из любимых художественных приемов, который он и использовал, как главный. У него соединяется сцена ухода из жизни философа Сенеки и сцена ухаживания слуги за служанкой. Можно увидеть, как мальчик в костюме посыльного и субретка бегают вокруг гроба, а также как кавалер забирается под юбку даме. Этот момент прерван приходом Нерона вместе с наперсником. Это произошло после сцены, в ходе которой выяснилась сложная сексуальная ориентация Нерона, а император внезапно начинает петь искреннюю любовную арию, посвященную Поппее. На приеме взаимопроникновения бытового и трагического Алден смог построить драматургию спектакля. Это была любовь двух монстров: Нерона и жены военачальника Оттона. Из-за нее обречена на изгнание Октавия – супруга Нерона, приговорена к смерти Друзилла, которую обвинили в покушении на Поппею.
Поппея у режиссера получилась голливудской красоткой: полногрудая, длинноногая и молодая девушка. Ее кокетство невероятно изощренно, поэтому мужчины служат лишь средством достижения целей. Но стоит заметить, что к Нерону у нее искренние чувства, что не помешало разыграть сцену притворного ухода, дабы заставить императора выслать Октавию и женится на Поппее.