top

«Травиата» Дж.Верди

Александр Дюма написал свою драму, взяв за основу историю трагической судьбы знаменитой парижской куртизанки Мари Дюплесси. Мари была очень известна во многих салонах Парижа того времени, многие выдающиеся люди были очарованы ее красотой и незаурядным умом. И Дюма-младший не смог устоять перед ее чарами, однако, как говорит молва, отец молодого литератора настоял на разрыве отношений. Сын был отправлен в путешествие, а по возвращению, в 1847 году, узнал, что Мари Деплюсси умерла от туберкулеза. Так появился вскоре роман «Дама с камелиями» в главной героини которого, в Маргарите Готье, без труда можно было узнать ту самую Мари Деплесси. Ну, а в юноше, в Армане Дювале, конечно, угадывался сам Александр Дюма-младший. Вскоре А.Дюма-мл. на основе своей драмы создает пьесу. Долгие четыре года цензура не давала разрешения на постановку ее, мотивируя свой отказ безнравственностью содержания. Когда же премьера все-таки состоялась, ее ждал неожиданно шумный успех.
Дж.Верди, присутствовавший на премьере в Париже, загорелся идеей создания оперы на основе сюжета пьесы. Сюжет, конечно, был заметно переработан для воплощения на оперной сцене. По оригинальной партитуре Верди, опера делилась на три акта: первый акт – в салоне Виолетты, действие сторого происходит в загородном доме Виолетты и во дворце Флоры Бервуа, в третьем же акте действие происходит в последней квартире Виолетты. В наши дни второй, самый длинный акт,оперы разделен на два действия и «Травиата» ставится как опера в четырех действиях.
Когда в марте 1953 года опера дебютировала в Венеции, ее ожидал громкий провал. Все-таки сюжет оперы был другим,нежели в драме или в пьесе, акценты поставлены иначе: у Верди героиней оперы вновь становится женщина, отвергнутая обществом, о чем говорит уже само название «Травиата» — падшая, заблудшая (ит.) Как и в предыдущих операх «Риголетто» и «Трубадуре», Верди дает центральную роль персонажу вне «общества». На первый же план исподволь выходит не столько романтическая трагедия любви, сколько вопросы социального неравенства, лицемерности морали буржуазного общества. Да и костюмы героев были слишком «современны» для вкусов оперной публики.
Однако, поставленная через год опять в Венеции, опера уже имеет оглушающий успех. Правда, действие в этот раз переносится в прошлое лет на 150. С тех пор опера ставилась сотни раз на самых лучших мировыхоперных сценах. В главных партиях оперы блистали выдающиеся оперные голоса. Арии Виалетты, Застольная песня, дуэты Виолетты и Адольфа, так же как и ария Жоржа Жермона, оркестровые вступления к I и IV актам оперы стали известнейшими оперными цитатами.

top