Опера Чайковского «Евгений Онегин»
В опере Чайковского «Евгений Онегин» действие разворачивается в 20-е годы XIX столетия, а происходит все в Петербурге и деревне. Впервые опера была исполнена в Москве 17 марта 1879 года. Это опера в трех действиях Петра Ильича Чайковского на либретто композитора К. Шиловского, основанная на романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина.
Идею взяться за «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, как за основу для еще одной оперы, П.И. Чайковскому подала певица Елизавета Лавровская в марте 1877 года. На такое предложение Чайковский отреагировал бурно, заявив, что «Онегин» — это святая книга, к которой он не притронется никогда. Но со временем эта самая идея поглотила его полностью.
Весной того же 1877 года Чайковскому приходят страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой. Это была двадцатичетырехлетняя студентка консерватории, которую композитор даже не мог вспомнить. К этой корреспондентке у Чайковского нет совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил бы Онегин: отправляет ей вежливый холодный ответ, в котором значится, что взаимных чувств у него нет. Но после этого от девушки приходит еще одно страстное письмо, и Чайковский решает увидеть собственными глазами Антонину Милюковую. 6 июля 1877 года он женился на ней, но все закончилось трагедией – спустя три недели ему пришлось спасаться от брака бегством.
Сцену письма Татьяны к Онегину написали первой. Именно соединение в фантазии Чайковского образов Татьяны Лариной и Антонины Милюковой родило восхитительное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны.
Конечно же, либретто оперы значительно упростило содержательную сторону романа, но вот стиль и язык практически не вызывают протеста, что случалось с прочими обращениями к великим произведениям А.С. Пушкина. Чаще всего либреттисты «выпрямляют» пушкинский текст, то есть из повествовательного превращают его в прямую речь персонажей.
Меньше года потребовалось, чтобы завершить «Евгения Онегина» — это состоялось 20 января 1878 года в Италии в Сан-Ремо. Клавир оперы был послан Чайковским не девушке, которая стала прообразом Татьяны Лариной, не Антонине Милюковой, а Надежде фон Мекк, которой композитор восхищался и которая покровительствовала ему, но она странным образом постоянно избегала личной встречи с ним, и они так и не встретились до конца жизни.