Опера»Аида» Дж.Верди
Что важнее в жизни? Любовь или долг перед отечеством? Может ли любовь толкнуть на предательство? По сути, именно на эти вопросы и отвечает сюжет оперы Дж.Верди «Аида», перенося нас во времена древнего Египта. В центре повествования – тайная любовь египетского полководца Радамеса и рабыни, пленной эфиопской принцессы, Аиды. Египет и Эфиопия ведут между собой войну, в которой Египет одерживает победу.
Все складывается против бедных влюбленных. Любви Радамеса и Аиды мешает и влюбленная в Радамеса дочь египетского Фараона Амнерис. Фараон намерен женить Радамеса на своей дочери, сделав его престолонаследником. Попавший в плен после триумфальной победы полководца Радамеса отец Аиды, эфиопский царь Амонасро, пытается использовать любовьдочери для того, чтобы выведать через нее военные тайны у Радамеса и обвиняет ее в нелюбви к Родине, когда та отказывается помочь отцу: «Ты больше не моя дочь, только рабыня фараона». Аида вынуждена толкнуть Радамеса на предательство, он, после некоторых колебаний, раскрывает Аиде военную тайну и тут неожиданно на сцене появляются все противники влюбленных, подслушивавшие этот разговор.
Финал оперы трагичен: не смотря на все мольбы Амнерис, Фараон приговаривает Радамеса к страшной казни быть замурованным живьем в подземелье. Аида решает разделить участь возлюбленного и тайно проникает в подземелье перед казнью. Плита намертво перекрывает вход в подземелье. Аида и Радамес воссоединяются с мечтой о счастье на небесах, Амнерис над могильной плитой просит у богов мира для любимого в царстве мертвых.
Оперу «Аида» Джузеппе Верди написал по заказу правительства Египта для нового оперного театра в Каире в честь открытия Суэцкого канала. Идея сюжета по мотивам старинной египетской легенды, написанная всего на четырех листках, принадлежит известному французскому египтологу Огюсту Мариетту и Дж.Верди совместно с Камиллом дю Локлем создал из этого небольшого наброска либретто оперы в 4-х актах. Итальянский поэт Гисланцони на основе уже этого либретто создал либретто на итальянском языке. Музыка же к опере была написана в невероятно короткий срок – всего за 4 месяца!
Триумф на премьере «Аиды» в Каире в 1871 году, куда съехались представители высшего света со всех стран, был невероятный. Не меньший успех опера имела и на премьере ее в Милане.
По стилю «Аида» очень близка к «большой французской опере» масштабным размахом, пышностью декораций, массовостью многих сцен, огромной ролью балета в представлении и общей зрелищностью постановки, но при этом в сюжете явно видны и черты лирико-психологической драмы, психологическим конфликтом, сложностью драматургического конфликта борьбы между врагами, влюбленными, борьбой личности и масс. Кроме того, в «Аиде» Верди проявляется и как импрессионист. Музыкальный материал оперы безупречен, сложен и разнообразен, вокальные номера перемежаются декламацией и балетными сценами.
Самая печальная и трагическая сцена оперы – большой дуэт Аиды и Радамеса «Прости, земля, прости, приют всех страданий» своей красотой и пластичностью, воздушностью мелодий делают заключительную картину очень просветленной.